alt

В Москве происходят акции протеста, связанные с недопуском ряда независимых кандидатов на выборы в городскую думу. 27 июля митинги привели к массовым задержаниям их участников, но оппозиция не собирается останавливаться и готовит новый митинг 3 августа. Можно ли считать протесты в Москве началом российского Майдана и уместны ли параллели с событиями в Киеве?

Поводом к акциям протеста в Москве стали выборы в городскую думу, а точнее, отказ в регистрации нескольким независимым оппозиционным кандидатам. Первый по-настоящему многочисленный митинг состоялся на проспекте Сахарова 20 июля. В нем приняли участие свыше 22 тысяч человек (до этой даты в Москве также проходили акции протеста, но они не были столь масштабными). Митинг на Сахарова стал крупнейшей политической акцией в России за последние годы.

Спустя неделю, 27 июля, состоялся новый митинг у здания мэрии Москвы. Он закончился столкновениями с правоохранительными органами и массовыми задержаниями его участников. По разным оценкам, было задержано более тысячи протестующих, причем полиция и Росгвардия действовали максимально жестко, применяя спецсредства и меры физического воздействия. 61 человек был приговорен судами к аресту.

Жестокость, с которой был разогнан митинг возле мэрии, побудил оппозиционеров созвать новый митинг, уже 3 августа. Сложно сказать, к чему он приведет, но заметен существенный рост протестных настроений в России. По мнению известного российского политолога Валерия Соловья, общество в РФ избавилось от страха. «Но нет пока и умения организованно сопротивляться», – отмечает Соловей.

В то же время пресс-секретарь «Правого сектора», гражданин РФ Артем Скоропадский, указал, что российским протестам все же не хватает решительности. «…Основных оппозиционеров не зарегистрируют, а если и зарегистрируют, то выборы они проиграют, потому что путинский режим выборы эти сфальсифицирует. И я могу объяснить почему. Накануне марша на многих оппозиционных пабликах появилась инструкция, в которой было написано, что надо брать с собой на марш. В частности, рекомендовалось брать телефон, заряженный пауэрбанк, документы и воду... Это, очевидно, самое могучее оружие. Путин должен был увидеть несколько тысяч людей с зарядками и бутылками воды и сразу позволить свободные выборы…», – недоумевает Скоропадский.

Он посоветовал протестующим в следующий раз брать «коктейли Молотова», лопаты, каски и противогазы. «Так мы это делали на Майдане. Может, тогда все это у вас там прекратится. У нас получилось сбросить Януковича именно благодаря решительности», – напомнил Артем Скоропадский.

Впрочем, по-настоящему решительных действий от российской оппозиции ждать пока не приходится, ведь и украинский протест прошел через свою эволюцию. В далеком 2004 году во время первого Майдана, который, кстати, тоже начался из-за фальсификации выборов, участникам мирных митингов также рекомендовали брать с собой полностью заряженный мобильный телефон, с заранее пополненным счетом. О ломах и касках 15 лет назад речь не шла.

Да и второму украинскому Майдану пришлось эволюционировать и пройти несколько стадий, прежде чем, дойти до «коктейлей Молотова». Скорее всего, российские протесты сейчас находятся где-то на уровне ненасильственной украинской Оранжевой революции или же на самых первых этапах Майдана-2. Причем москвичи реагируют заметно медленнее киевлян – шок от первого «контакта» с полицейскими дубинками у них пока еще не привел к немедленному строительству баррикад, как это произошло в декабре 2013 года в Киеве.

Кроме того, московские митинги практически игнорируются центральной российской властью. В принципе, так же поступала и киевская власть в 2013-2014 годах в надежде на маргинализацию протеста и на то, что «само все рассосется». Но в Кремле, по-видимому, действительно не хотят придавать какого-либо существенного значения народным выступлениям, полностью отдав ситуацию на откуп местным властям. «Технически проблему можно решить вводом в Москву дивизии Дзержинского, но для Собянина (мэр Москвы – ред.) это будет означать откровенное аппаратное поражение и неспособность решить проблему имеющимися средствами … Прямое указание может дать только Путин, но он то в батискафе ныряет, то с Трампом проблемы Большого Магелланова облака решает. Не до сирых ему и убогих», – иронизирует российский блогер Анатолий Несмиян (el-murid).

По мнению российских экспертов, протестное движение в РФ будет нарастать и митинги по тем или иным причинам будут вспыхивать не только в Москве, но и в других городах РФ. Собственно говоря, это уже происходит – достаточно вспомнить недавние митинги в Екатеринбурге. «Процесс будет носить не линейный, а волнообразный характер … Политический кризис переходит в открытую фазу. Самое трудное и важное впереди», – поясняет Валерий Соловей, еще несколько лет назад предсказавший начало протестов в России.

Это значит, что ветер перемен уже подул и российский аналог Майдана начал свою медленную эволюцию. Но сколько времени займет эта эволюция и какие формы она примет, судить пока сложно. Россия слишком велика.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»